Произведение Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» посвящено военным действиям, происходившим на Кавказе во второй половине XIX века.
На написание рассказа автора подтолкнули реальные события, случившиеся с ним в молодости, когда он и его товарищ во время прохождения службы попали в западню и чуть не стали пленниками.
Л.Н. Толстой в своем произведении показывает, что такое война, и как легко и безжалостно она отбирает у людей счастье и свободу.
Главными героями произведения являются два русских офицера, попавшие в плен к татарам. Это два абсолютно разных человека, при помощи сравнения образов и поведения которых автор показывает, насколько важно иметь внутренний стержень и никогда не опускать руки.
Противопоставление персонажей начинается с их говорящих фамилий. Так, фамилия Жилин – от слова «жила», что значит сильный и выносливый. Костылин – от слова «костыль», такой человек всегда ищет опору, сам же зачастую становится обузой для других.
Попавшим в плен офицерам оглашают сумму и заставляют написать письма домой с просьбой о выкупе. Жилин, будучи человеком из обедневшей дворянской семьи, привыкший надеяться только на себя, пишет письмо и указывает неправильный адрес, чтобы уберечь маму от переживаний. Сам не падает духом и начинает обдумывать план побега. Костылин же напротив, отправляет письмо домой и начинает ждать денег.
Днем пленникам разрешают гулять по аулу в колодках. Жилин использует это время для наблюдений, занимает себя различными делами: чинит часы и ружья, мастерит кукол для детей, а ночью роет яму для побега. Проявляет себя добрым и порядочным человеком, чем заполучает уважение горцев и располагает к себе Дину, дочь хозяина, между ними выстраивается нечто вроде дружбы. Девочка проникается к пленнику, оказывает ему помощь, приносит еду.
Костылин же ленив, изнежен и слаб духом. Все что он делает, это покорно принимает участь пленника. Проводит дни, жалуясь на свое положение, бездействует и лишь ожидает выплаты за него выкупа. Не верит в возможность побега.
Когда все было готово к побегу, Жилин не может оставить товарища и они оба выбираются из плена. Но бежать им не удается, Костылин губит план и их снова пленят. Условия пребывания становятся жёстче, теперь товарищи находятся в колодках круглыми сутками. Однако Дина продолжает заботиться о друге, иногда приносит баранину и лепешки.
Жилин не стал сдаваться и предпринял вторую попытку побега. Дина оказала ему помощь и все удалось. Добравшись до своих людей, он продолжил службу. Костылин же, не веря в план, остался ждать выкупа.
Через некоторое время Костылин был выкуплен в очень плохом состоянии, но, несмотря на это, он так и остался в плену своих слабостей, так как не сделал ничего, чтобы заслужить свободу, в отличие от Жилина, который упорно шел к цели и был вознагражден успехом.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Жилин и Костылин в плену», 5 класс» читают:
Сочинение на тему «Жилин и Костылин: разные судьбы», 5 класс