О ленинградской блокаде написаны книги, сняты фильмы, сохранилась кинохроника тех лет. Страшные годы унесли из жизни более полумиллиона человек. Ленинградцы отказались покидать свой город и вместе с ним перенесли все тяготы бомбежек, голода, болезней. И каждый из них совершал свой подвиг. Рабочие стояли у станков Путиловского завода и продолжали выпускать танки. Они же записывались в ополчение и отражали натиск врага на Лужской линии обороны. В госпиталях проводились сложные операции тем, кто был ранен не только на фронте, но и в самом Ленинграде от бомбежек.
Несмотря на голод, люди сдавали кровь для раненых солдат, а полученную материальную помощь передавали в фонд обороны. Постоянные налеты вражеских самолетов и бомбежки не могли помешать работе многих предприятий города. Уже в 1942 году открылись школы и детские сады, работали научно-исследовательские институты, весной в городе пустили трамваи. И все это при средней суточной норме хлеба 250 грамм!
Тяжело переносили блокаду дети, несмотря на то, что родители отдавали им свой хлебный паек. Детский паек приравнивался к иждивенческому и составлял в ноябре – декабре 1941 года всего 125 грамм в сутки. Дети умирали от голода, а многие выжившие оставались сиротами. Но каждый ребенок в блокадном Ленинграде был героем, потому что находил в себе силы жить, помогать взрослым и спасать жизнь другим.
О подвиге юной жительницы Ленинграда рассказано в повести Т.С. Цинберг «Седьмая симфония». Катя Никанорова, оставшись сиротой, приютила маленького мальчика и выходила его, пройдя через многие испытания и лишения. Ее сила воли и доброе сердце помогли назло фашистам спасти жизнь ребенка и выжить самой.
Небольшой рассказ Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова» повествует о 12-летней Тане Савичевой. Как писал автор: «Она не стреляла в фашистов и не была разведчиком у партизан. Она жила в родном городе в самое трудное время» и… вела дневник. На ее глазах фашисты убили ее семью и убивали саму Таню – голодом. Но ее дневник, маленькая записная книжка с девятью записями, был предъявлен на Нюрнбергском процессе как одно из главных доказательств, обвиняющих фашизм.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Блокада Ленинграда» читают: