План:
I. Вступление: понятие конфликта в драматическом произведении.
II. Основная часть:
а) исторический контекст создания пьесы;
б) противостояние Катерины и Кабанихи;
в) любовный конфликт;
г) социальный конфликт.
III. Заключение: трагический финал как результат неразрешимого конфликта.
Когда я читал «Грозу» Островского, меня поразило, насколько сложным и многогранным может быть конфликт в пьесе. Ведь именно через столкновение разных характеров, интересов и идей автор раскрывает проблемы общества того времени. В «Грозе» конфликт разворачивается сразу на нескольких уровнях, что делает произведение особенно интересным для анализа.
Действие пьесы происходит незадолго до отмены крепостного права, в 1859 году. Островский показывает, как старые патриархальные порядки душат всё живое и настоящее. В городе Калинове, где разворачивается действие, царят лицемерие, страх и власть денег. Это создаёт идеальную почву для развития конфликта.
Самое яркое противостояние в пьесе – между Катериной и Кабанихой. Это не просто конфликт невестки и свекрови. Кабаниха олицетворяет старый мир с его жестокими правилами. Она постоянно унижает домочадцев, особенно достаётся Катерине. А та, в свою очередь, не может и не хочет притворяться, лгать и подстраиваться под чужие правила. Хоть обе женщины и обладают сильным характером, но Катерина – это живая душа, а Кабаниха – холодная тиранка.
В пьесе есть и любовный конфликт – между Катериной и Борисом. Их чувства вспыхивают быстро, но обречены на гибель. Катерина готова бороться за свою любовь открыто, а Борис оказывается слабым человеком, который предпочитает тайные встречи и не готов взять на себя ответственность. Когда героиня понимает истинную сущность Бориса, который приехал в город только ради наследства, её мир окончательно рушится.
Но главное противостояние в пьесе – это конфликт между личностью и «тёмным царством». Город Калинов погряз во лжи, лицемерии и самодурстве, которые олицетворяет купец Дикой. Он издевается над всеми, кто ниже его по положению, ворует и обманывает. А честный изобретатель Кулигин, мечтающий принести пользу обществу, остаётся нищим и бессильным что-либо изменить.
В конце концов, все эти конфликты сходятся в душе главной героини. Катерина не может существовать в мире, где нужно постоянно притворяться и подавлять свои чувства. Для неё нет полутонов – или жить честно и свободно, или не жить вовсе. Не выдержав борьбы с собой и обществом, она выбирает смерть. Это показывает, что в мире лжи и лицемерия чистой душе нет места.
Основной конфликт в пьесе А.Н. Островского «Гроза» – 2 образец сочинения для 10 класса (кратко)
В русской литературе «Гроза» часто рассматривается и как драма, и как трагедия. На первый взгляд может показаться, что основной конфликт – это просто борьба между деспотичной свекровью и свободолюбивой невесткой. Но на самом деле всё гораздо сложнее.
Действие происходит в провинциальном городке Калинове, где ещё силён патриархальный уклад. Старшее поколение, особенно Кабаниха, отчаянно пытается сохранить привычный порядок. Но молодёжь уже не хочет жить по старым правилам. Варвара обманывает мать, Тихон находит утешение в пьянстве. А Катерина, воспитанная в идеальном патриархальном мире, где царили любовь и радость, оказывается в жестокой реальности.
Героиня не может смириться с формальным соблюдением обычаев, которого требует Кабаниха. Когда в её жизни появляется любовь к Борису, внутренний конфликт достигает пика. Воспитанная в строгих правилах, Катерина считает свою любовь страшным грехом. Даже после публичного покаяния она не находит покоя. Её религиозное сознание не может смириться с нарушением нравственных законов.
Трагический финал неизбежен – Катерина не способна жить с грузом вины и сознанием утраченной чистоты. Она выбирает смерть как избавление от мук совести. Это символично: вместе с героиней умирает и душа старого патриархального мира. Таким образом, основной конфликт «Грозы» – это не просто столкновение характеров или поколений, а глубокая внутренняя борьба человека, чьи нравственные идеалы разбиваются о суровую действительность.