План:
I. Вступление: размышление о влиянии схожих жизненных обстоятельств на судьбы людей.
II. Основная часть:
а) социальное положение и образование;
б) военная служба;
в) первоначальные жизненные цели.
III. Заключение: значение общих черт в раскрытии характеров героев.
В своей повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкин мастерски показывает, как люди, имеющие схожие стартовые возможности, могут выбрать совершенно разные жизненные пути. Особенно ярко это демонстрируют образы Петра Гринева и Алексея Швабрина, которые, несмотря на множество общих черт, становятся полными противоположностями.
Оба героя происходят из дворянских семей и получают достойное образование. Их объединяет привилегированное положение в обществе и хорошая начитанность. Примечательно, что даже сам Гринев отмечает острый ум и образованность Швабрина. Молодые люди воспитывались в достатке, хотя методы воспитания в их семьях существенно различались. Отец Гринева делал упор на честь и достоинство, тогда как о воспитании Швабрина мы знаем совсем немного.
Судьба сводит героев в Белогорской крепости, куда они прибывают на военную службу. Интересно, что изначально оба молодых человека воспринимают службу как возможность для развлечений и праздного времяпрепровождения. Их объединяет и возраст – Швабрин лишь немного старше Гринева, что делает их естественными компаньонами в начале повествования.
Пушкин намеренно подчеркивает эти общие черты, чтобы показать, как по-разному могут сложиться судьбы людей, начинавших с одинаковых позиций. Если Гринев под влиянием событий взрослеет и переосмысливает свои взгляды на жизнь и долг, то Швабрин остается верен своим изначальным эгоистичным устремлениям.
Что общего у Швабрина и Гринева (А.С. Пушкин) – 2 образец сочинения для 8 класса
При первом знакомстве с героями «Капитанской дочки» читатель обнаруживает немало общего между Петром Гриневым и Алексеем Швабриным. Эти сходства неслучайны и помогают автору глубже раскрыть характеры персонажей.
Внешние обстоятельства жизни героев во многом совпадают. Оба принадлежат к дворянскому сословию, проходят военную службу в Белогорской крепости. Их объединяет молодость, образованность и острый ум. Швабрин, как отмечает Гринев, отличается занимательной беседой и незаурядным интеллектом. Примечательно, что оба получили хорошее образование, хотя и с разным акцентом на нравственное воспитание.
В начале службы герои демонстрируют схожее легкомысленное отношение к своим обязанностям. Они воспринимают военную службу как приключение, возможность найти развлечения вдали от родительского дома. Однако именно здесь проявляется решающее различие в их характерах – Гринев способен к духовному росту и переосмыслению своих взглядов, тогда как Швабрин остается верен своим первоначальным устремлениям.
Пушкин использует эти параллели, чтобы показать, как одинаковые жизненные обстоятельства могут по-разному повлиять на формирование личности. Выбор жизненного пути зависит не столько от происхождения и образования, сколько от внутренних качеств человека и его готовности к нравственному развитию.