План:
I. Вступление: знакомство с комедией и её значением.
II. Основная часть:
а) представление героини;
б) черты характера;
в) роль в произведении.
III. Заключение: значение образа в русской литературе.
«Недоросль» Д.И. Фонвизина занимает особое место в русской литературе XVIII века. Это произведение не просто высмеивает пороки общества – оно показывает глубокий конфликт между старым укладом жизни и новыми веяниями эпохи Просвещения. В центре этого противостояния находится яркий образ госпожи Простаковой.
Главная героиня предстаёт перед читателем как властная помещица, полностью контролирующая свой дом и домочадцев. Её муж безропотно подчиняется каждому слову супруги, а крепостные трепещут от одного её взгляда. Единственный человек, к которому Простакова испытывает искреннюю любовь – это её сын Митрофан, которого она балует и опекает до абсурда.
Характер Простаковой раскрывается через её отношение к окружающим. В обращении с крепостными она проявляет жестокость и презрение, считая их существами низшего сорта. К образованию относится с подозрением и враждебностью, видя в науках угрозу привычному укладу жизни. Даже нанимая учителей для сына, она руководствуется не желанием дать ему знания, а стремлением соответствовать моде.
Фонвизин мастерски показывает, как любовь Простаковой к сыну превращается в разрушительную силу. Чрезмерная опека и потакание капризам Митрофана приводят к тому, что он вырастает таким же невежественным и грубым, как его мать. В финале комедии героиня теряет всё – власть над имением, уважение окружающих и даже любовь собственного сына.
Образ госпожи Простаковой стал символом косности и невежества русского дворянства XVIII века. Через её судьбу автор показывает неизбежность перемен в обществе и торжество просвещения над темнотой и предрассудками.
Характеристика госпожи Простаковой – 2 образец для 8 класса (кратко)
В комедии «Недоросль» госпожа Простакова является движущей силой сюжета. Каждое её появление на сцене демонстрирует конфликт между старыми порядками и новыми идеями просвещения.
Будучи женой помещика, она полностью подчинила себе не только хозяйство, но и мужа. Простакова не получила должного образования и считает науки бесполезными. Её единственная радость – сын Митрофан, которого она воспитывает по своему подобию. Нанимая ему учителей, она заботится лишь о соблюдении дворянских приличий, а не о реальном образовании.
В характере героини сочетаются противоречивые качества. С одной стороны, она способна на глубокие чувства, что видно по её отношению к сыну. С другой – она жестока с крепостными, презирает образованных людей и готова на любой обман ради достижения своих целей. Её методы управления основаны на страхе и принуждении.
Крушение всех планов Простаковой в финале комедии символизирует неизбежный конец старого уклада жизни. Автор показывает, что время невежественных помещиков прошло, а будущее принадлежит образованным и просвещённым людям.