План:
I. Вступление: противостояние двух миров.
II. Основная часть:
а) характеристика Фамусова;
б) образ Молчалина;
в) общие черты и различия.
III. Заключение: актуальность темы в наше время.
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» является ярким примером сатиры на общество начала XIX века. В ней показано столкновение традиционных и современных взглядов через образы двух главных героев – Фамусова и Молчалина. Фамусов, как представитель старого порядка, олицетворяет консервативные взгляды, в то время как Молчалин, хотя и является его подчиненным, также придерживается тех же принципов, лишь в более мелком масштабе. Их взаимодействие демонстрирует, как старые устои продолжают влиять на новое поколение, формируя их мировоззрение и поведение.
Павел Афанасьевич Фамусов – это высокопоставленный чиновник, который управляет казенным домом. Он вдовец и заботится о своей дочери Софье, желая для нее лучшей судьбы. Однако его представления о счастье сводятся к тому, чтобы дочь вышла замуж за человека с высоким чином и богатством. Фамусов презирает бедных и считает, что для успешной жизни важна лишь репутация и связи. Он гордится своим дядей, который умел «сгибаться» перед высшими чинами, и сам не гнушается унижаться ради своей карьеры. Его жизнь наполнена светскими мероприятиями, где главное – это статус и внешний блеск. Интеллект и знания для него не представляют ценности, что он сам не раз подчеркивает в своих словах.
Молчалин, в свою очередь, является безродным дворянином, который стремится подняться по социальной лестнице. Он служит Фамусову и старается угождать ему, одновременно ухаживая за Софьей. Несмотря на свою низкую позицию, он проявляет ловкость и хитрость, чтобы завоевать расположение влиятельных людей. Его поведение противоречиво: с одной стороны, он выглядит скромным и услужливым, с другой – заигрывает с горничной Лизой, демонстрируя свою истинную натуру. Молчалин, как и Фамусов, считает, что для достижения успеха нужно подстраиваться под окружающих и не проявлять своих истинных чувств, что делает его образ еще более жалким.
Несмотря на различия в статусе, Фамусов и Молчалин имеют много общего. Оба они живут по законам «века минувшего», где важнее всего – это положение в обществе и материальные блага. Они оба готовы на унижения ради карьерного роста и не ценят настоящие человеческие отношения. Однако Молчалин, в отличие от Фамусова, еще только начинает свой путь к власти, подражая своему хозяину и усваивая его уроки. Чацкий, главный герой комедии, становится антиподом этих двух персонажей, представляя новое поколение, которое стремится к свободе и искренности, а не к лицемерию и угождению.
Таким образом, Фамусов и Молчалин – это два лица одной медали, олицетворяющие старые устои, которые продолжают существовать и в наше время. Проблема, поднятая Грибоедовым, остается актуальной: мы до сих пор сталкиваемся с теми, кто ценит материальные блага выше всего, и теми, кто готов подстраиваться под систему ради выгоды. Комедия «Горе от ума» продолжает волновать сердца читателей, напоминая о важности человеческих ценностей в мире, где часто правят карьера и деньги.
Фамусов и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума» – 2 образец сочинения для 9 класса (кратко)
А.С. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» поднимает важные вопросы о столкновении старого и нового. Фамусов – это типичный представитель «века минувшего», который живет по законам светского общества, ставя на первое место статус и деньги. Он хочет, чтобы его дочь вышла замуж за богатого и знатного человека, не обращая внимания на его внутренние качества. Молчалин, его подчиненный, также стремится к карьерному росту, подстраиваясь под окружающих и угождая Фамусову.
Оба героя действуют по одним и тем же принципам, что делает их схожими. Однако Молчалин, в отличие от Фамусова, еще только начинает свой путь к успеху. Он использует хитрость и лесть, чтобы добиться расположения, что в конечном итоге обернется против него. Так, в комедии Грибоедова мы видим, как старые традиции продолжают влиять на новое поколение, и это остается актуальным и в наше время. Проблема лицемерия и стремления к материальным благам не утратила своей значимости, и комедия продолжает находить отклик в сердцах современных читателей.
Так, Фамусов и Молчалин представляют собой два аспекта одного и того же явления, где ценности старого мира продолжают существовать, мешая развитию и искренности в обществе.