План:
I. Вступление: значение темы фамусовского общества в комедии.
II. Основная часть:
а) жизненные приоритеты и ценности;
б) карьера и чины;
в) образование и новые идеи.
III. Заключение: нравственное падение общества.
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» раскрывает острый конфликт между прогрессивными взглядами и консервативным мышлением московского дворянства начала XIX века. В центре произведения — фамусовское общество, олицетворяющее «век минувший» с его устаревшими взглядами и предрассудками.
Представители этого общества признают только материальные ценности. Для них главное — богатство и социальный статус. Павел Афанасьевич Фамусов открыто заявляет дочери, что бедный жених ей не подходит — важны лишь «души тысячки две родовых». О искренних чувствах здесь не может быть и речи — браки заключаются исключительно по расчету. Члены фамусовского круга прожигают жизнь на балах и приемах, стремясь продемонстрировать свою роскошь и значимость.
Карьерный рост в понимании этих людей возможен только через связи и угодничество. Молчалин открыто признается, что главное — умение «угождать всем людям без изъятья». Фамусов берет на службу исключительно родственников, а идеалом считает своего дядю Максима Петровича, который ради чинов и орденов готов был «подслужиться» любой ценой. Скалозуб вызывает всеобщее восхищение лишь потому, что «метит в генералы» и обладает состоянием.
Наиболее ярко консервативность фамусовского общества проявляется в отношении к образованию и новым идеям. Фамусов считает науку «чумой», а книги предлагает «забрать все да сжечь». Любые прогрессивные взгляды воспринимаются враждебно — достаточно вспомнить судьбу князя Федора, который предпочел науку чинам, или самого Чацкого, объявленного безумцем за его свободомыслие.
За внешним блеском и роскошью фамусовского общества скрывается духовная пустота и нравственная деградация. Эти люди давно утратили искренность чувств, честность и человечность, заменив их лицемерием, корыстью и раболепством. Грибоедов мастерски показал, как погоня за чинами и богатством уродует человеческие души.
Фамусовское общество (А.С. Грибоедов «Горе от ума») – 2 образец сочинения для 9 класса (кратко)
В своей бессмертной комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов создал яркий портрет московского дворянского общества начала XIX века. На примере семейства Фамусовых и их окружения автор демонстрирует пороки целого социального класса.
Отношение к крепостным крестьянам наглядно показывает бесчеловечность этого общества. Известный «Нестор негодяев знатных» обменял преданных слуг на собак, а Хлестова относится к людям как к животным, распоряжаясь «накормить их подачками». Фамусов же угрожает отправить крепостных «на поселенья» за малейшую провинность.
В этой среде процветают лицемерие и обман. Софья обманывает отца, Молчалин притворяется влюбленным, даже служанка Лиза вынуждена постоянно лгать. Графиня-внучка презрительно называет гостей Фамусова «уродами с того света», но охотно присоединяется к травле Чацкого.
Особое презрение вызывает отношение фамусовского общества к государственной службе. Фамусов подписывает бумаги не читая, следуя принципу «подписано, так с плеч долой». Все его окружение занято лишь сплетнями, балами и обедами, а продвижение по службе достигается исключительно угодничеством и раболепством.
Подражание всему иностранному доходит до абсурда — двери дома Фамусова всегда открыты для иностранцев, особенно французов. «Французик из Бордо» не находит здесь «ни звука русского, ни русского лица», что воспринимается хозяевами как комплимент. Именно поэтому комедия остается актуальной и сегодня — пороки, высмеянные Грибоедовым, все еще живы в современном обществе.