План:
I. Вступление: образ Москвы в комедии.
II. Основная часть:
а) характеристика Фамусова и его окружения;
б) социальные идеалы и женские роли;
в) конфликты и противоречия в обществе.
III. Заключение: выводы о московском дворянстве.
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы видим яркую картину московского дворянского общества начала 19 века. Это время, когда в России происходили значительные изменения, и на фоне этих перемен разворачиваются события пьесы. Главный герой, Чацкий, возвращается в Москву после долгого отсутствия, и его взгляды на жизнь резко контрастируют с теми, что царят в дворянском кругу, представленном Фамусовым. Фамусовская Москва – это не просто место действия, а символ устаревших традиций и предрассудков, которые мешают развитию общества. Грибоедов с иронией и сарказмом показывает, насколько консервативны и закрыты эти люди, которые боятся всего нового и предпочитают жить в мире своих иллюзий.
Когда Чацкий возвращается, он надеется увидеть перемены, но обнаруживает, что «дома новы, но предрассудки стары». Фамусов, как глава семьи и представитель старого порядка, олицетворяет все пороки своего времени. Он считает себя образцом нравственности, но на самом деле ведет себя лицемерно. Его фраза о том, что «грех не беда, молва не хороша», прекрасно иллюстрирует, как дворяне заботятся лишь о мнении окружающих, а не о своих истинных поступках. Фамусов окружен людьми, которые не имеют своих мнений и просто следуют за ним. Они обсуждают только пустяки и сплетни, совершенно не интересуясь важными вопросами, которые волнуют страну.
Женщины в этой комедии занимают особое место. Они влиятельны и могут решать судьбы мужчин, но делают это через сплетни и интриги. Например, княгиня Марья Алексевна, мнение которой так волнует Фамусова, фактически управляет его действиями. Женщины становятся «судьями всему», и их слова могут разрушить репутацию любого. Чацкий не понимает, почему его не воспринимают всерьез, и это вызывает у него недоумение. Он выступает против лицемерия и подхалимства, но в фамусовском обществе такие качества, как подлость и угодливость, возносятся на пьедестал. Молчалин и Загорецкий – яркие примеры таких людей, которые готовы унижаться ради выгоды и одобрения.
Таким образом, комедия «Горе от ума» показывает нам не только образы отдельных персонажей, но и целую эпоху, в которой старое дворянство с его предрассудками и страхами противостоит новым идеям и прогрессивным взглядам. Грибоедов подчеркивает, что перемены неизбежны, и старые порядки не могут существовать вечно. Фамусовская Москва – это символ стагнации, которая в конечном итоге должна уступить место новым взглядам и идеалам, ведь жизнь не стоит на месте. Мы видим, что борьба между новым и старым продолжается, и это делает пьесу актуальной и в наши дни.
Образ Москвы в комедии «Горе от ума» (А.С. Грибоедов) – 2 образец сочинения для 9 класса (кратко)
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Москва изображается как зеркало русского дворянства начала 19 века. Действие разворачивается в доме Фамусова, который является символом устаревших традиций и предрассудков. Чацкий, возвращаясь в Москву, сталкивается с консервативным обществом, которое не желает меняться. Он видит, что дворяне по-прежнему живут в мире сплетен и пустой болтовни, в то время как важные вопросы остаются без внимания.
Фамусов и его окружение представляют собой типичных представителей старого порядка, которые боятся всего нового. Женщины в этом обществе играют важную роль, но не как защитницы достоинства, а как судьи, способные разрушить репутацию любого. Княгиня Марья Алексевна и другие дамы управляют судьбами мужчин через сплетни и интриги. Молчалин и Загорецкий – примеры подхалимов, которые готовы унижаться ради выгоды.
Таким образом, Грибоедов через образы своих героев показывает, что старая Москва не может существовать вечно и что перемены неизбежны. Комедия «Горе от ума» становится не только критикой дворянского общества, но и предостережением о том, что старые порядки должны уступить место новым идеям и взглядам.